Конкуренция на рынке стоматологических услуг неуклонно растет. Появляются новые сети клиник, в каждом районе можно найти по несколько стоматологических кабинетов. И, конечно, все хотят заявить о себе в интернете. Каждый бизнес создает сайт, чтобы с его помощью привлекать новых клиентов.
Но чтобы занять лидирующие позиции в ТОПе нужно знать особенности продвижения стоматологических услуг, правильно выбрать стратегию и корректировать ее при необходимости. А также стоит проверить сайт на отсутствие технических ошибок, способных помешать индексации. Постоянная работа над улучшением юзабилити ресурса: анализ поведенческих факторов и корректировка макетов, увеличение скорости загрузки также влияет на ранжирование. Данные работы необходимы для продвижения как крупной сети клиник, так и небольшой стоматологии из 2-5 филиалов.
Стратегия продвижения стоматологии
Чтобы разработать стратегию, рассмотрим типы запросов в нише и конкуренцию по ним. Глобально запросы в тематике можно разделить на следующие:
- стоматология Ленинский проспект;
- обеливание метро Академическая;
- имплантация зубов Медведково;
- отбеливание зубов ЗАО.
- удаление зуба;
- отбеливание зубов цены;
- исправление прикуса;
- киста зуба.
- имплантация Москва;
- лечение зубов Москва;
- стоматология Екатеринбург;
- пародонтолог Спб;
- стоматология.
Такие запросы будут главной целью единичной клиники или сети из двух или трех стоматологий. Конкуренция в выдаче по ним позволит претендовать на места в первой тройке, что обеспечит хорошую обращаемость, а стоимость услуг SEO и работы по развитию сайта будут сопоставимы с размером и доходностью бизнеса.
Для отделений клиники в каждой локации нужно создавать отдельные страницы. Каждая такая страница должна состоять из следующих элементов:
- адрес и телефон;
- время работы;
- фото клиники;
- акции данной клиники;
- подробную информацию, как добраться до клиники (различным транспортом, от разных станций метро);
- информацию об оказываемых услугах именно в этой клинике;
- врачи, работающие в данной клинике;
- формы записи на прием: в отделение и к конкретному специалисту;
- отзывы пациентов о данном отделении;
- документы клиники, если она имеет отдельное юр. лицо.

Данные элементы позволяют пользователю получить исчерпывающую информацию о клинике в его районе, повысить доверие и удобно записаться на консультацию. Это способствует повышению обращаемости. Кроме того, поисковые системы также отмечают наличие данных элементов на странице и учитывают их при ранжировании. Выше ранжируются сайты, предоставляющие наиболее полный и широкий ответ на запрос пользователя.
Стоит отметить, что поисковая выдача по данным запросам смешанная. В ТОП-10 по одним и тем же запросам находятся как информационные страницы, предоставляющие развернутые статьи на тему заболевания, сравнения технологий и материалов (например, сравнение имплантов, виды и причины кариеса), так и коммерческие, представляющие соответствующие услуги.
Поэтому продвигать сайт нужно в первую очередь по среднечастотным запросам из 3-х и более слов. Пользователи, вбивающие в интернете такие запросы, имеют более сформированный спрос на конкретную услугу. Вероятность их обращения гораздо выше, чем пользователей с общими запросами. К тому же и первая страница выдачи поисковиков тут содержит больше коммерческих ресурсов, чем информационных.
Такие среднечастотные запросы должны составлять костяк семантического ядра.
- поиск информации (симптомы, способы лечения, применяемые технологии и материалы);
- сравнение цен;
- поиск отзывов;
- заказ услуги.
Поисковые системы не могут знать, что именно интересует такого пользователя, поэтому на первой странице выдачи размещают ресурсы разного рода:
- информационные порталы;
- отзовики;
- сайты-агрегаторы;
- справочники;
- сайты стоматологий.

При этом под сайты клиник отводится от одного до трех мест. Эти места чаще всего отдаются крупным сетям стоматологий. Поисковые системы справедливо полагают, что если пользователь все же ищет оказание услуги, то у сети с филиалами по всему городу больше шансов удовлетворить спрос, чем единичной клинике или узкой сети.
Продвижение по таким запросам трудозатратно и дорого. При этом конверсия будет низкой из-за несформированного спроса у пользователя.
Особенности продвижения сайтов в тематике «стоматология»
Поисковые системы имеют свои особые требования к сайтам медицинской тематики, к которым, безусловно, относятся сайты стоматологий.
Google такие сайты относит к категории YMYL (your money or your life) сайтов. Так как это интернет-ресурсы, которые могут оказывать влияние на здоровье, финансовое благополучие и безопасность. К ним предъявляются повышенные требования качества. В Google они носят название E-A-T факторов.
E-A-T (Expertise, Authoritativeness, Trustworthiness) – или «Экспертность, Авторитетность, Достоверность».

Соответствие данным факторам можно свести к соответствию трем глобальным правилам:
- Экспертность – «автор эксперт в рассматриваемом вопросе?»
- Авторитетность – «является ли автор авторитетом в конкретной тематике?»
- Достоверность – «представленный контент достоверен и актуален?»
Оценка сайтов по E-A-T факторам выходит на первый план при ранжировании. Релевантного контента недостаточно для высоких позиций. Если сайт имеет низкие оценки по E-A-T параметрам, он не будет на первой странице выдачи.
Яндекс хоть и не имеет специальных аббревиатур и названий алгоритмов ранжирования медицинских сайтов, но имеет схожие требования к их качеству.
Проанализировав руководства поисковых систем по оценке коммерческих медицинских сайтов, а также конкурентов в ТОП выдачи, составим список требований, которым должны соответствовать сайты стоматологий для высокого ранжирования:
- Наличие документов
- — лицензии на осуществление медицинской деятельности;
- — сертификаты врачей;
- — образец договора на оказания услуг.
- НовостиРазмещение новостей, относящихся непосредственно к клинике или ее врачам:
- — участие в практикумах и конференциях;
- — прохождение дополнительного обучения, повышения квалификации;
- — завоевание премий и наград.
- Награды, рейтинги, достиженияИнформация об участии в отраслевых рейтингах и другие достижения клиники или отдельных врачей.
- Публикации в СМИ и на тематических площадкахТребуется публиковать экспертные статьи с указанием автора (врача клиники).
- Раздел «Вопросы и ответы»Раздел должен содержать наиболее актуальные и часто задаваемые вопросы. Ответы на вопросы должны быть даны одним из врачей клиники.
- Экспертный контент
- — Контент страниц должен подробно описывать рассматриваемый вопрос с указанием самых узких особенностей.
- — Изложение материала должно быть с использованием тематической и профессиональной терминологии.
- — Контент должен иметь четкую структуру и системное изложение. Важно использование заголовков, инфографики, изображений.
- — Весь экспертный контент должен быть за авторством врача клиники.
- — Приветствуются ссылки на внешние авторитетных источники, подтверждающие тезисы собственного контента.
- Ссылки на сайтНаличие внешних ссылок с тематических и новостных площадок. Упоминание контента и врачей на тематических площадках, сайтах отзовиках, социальных сетях (тональность упоминаний имеет значение).
- Страницы врачейНа сайте должен быть отдельный раздел с врачами. Каждый врач должен иметь собственную страницу, на которой будут размещены:
- — фото;
- — полное имя;
- — специализация;
- — опыт работы;
- — образование;
- — сертификаты и награды;
- — отзывы его пациентов;
- — ссылки на опубликованные им материалы (внутренние и внешние);
- — примеры работ (если применимо);
- — информация о месте и графике приема;
- — форма записи на примем.
- Страницы услугДанные страницы должны отвечать требованиям как коммерческих факторов ранжированивая, так и факторов E-A-T. Рекомендуемый примерный состав страницы услуги:
- — Заголовок H1 с ключевыми вхождениями. Далее по странице нужно соблюдать иерархию заголовков H1-H6. Страница будет весьма длинной с обилием контента, это делает ее более структурированной и понятной для пользователей и поисковых систем.
- — Стоимость с указанием валюты и форм оплаты.
- — Кнопка записи на прием.
- — Якорные ссылки на основные разделы страницы. Это упрощает навигацию по объемной странице.
- — Общая информация об услуге: когда применяется, особенности, ход предоставления услуги.
- — Стоимость. Полная информация о стоимости услуги, из чего она складывается. Возможность оплаты в рассрочку.
- — Гарантии. Информация о гарантии на работу и материалы.
- — Акции. Актуальные, распространяющиеся на данную услугу.
- — Врачи, оказывающие данную услугу.
- — Блок со ссылками на статьи, видео по теме.
- — Вопрос – ответ. Наиболее популярные вопросы по услуге с ответами врача.
- — Анонс статьи по теме предоставления услуги (например, «методы имплантации»). Краткая выдержка статьи и ссылка на ее полную версию.
- — Блок со ссылками на смежные или дополнительные услуги.
- — Примеры работ.
- — Отзывы клиентов.
- — Форма записи на консультацию.

Помимо особенностей непосредственно продвижения сайтов стоматологий, стоит помнить о требованиях поисковых систем, предъявляемых всем сайтам. В первую очередь стоит упомянуть о последних трендах: user-friendly interface, адаптивная верстка и скорость загрузки (как десктопной, так и мобильной версий).
Удобная и понятная навигация, быстрая загрузка даже на мобильниках не только улучшают поведенческие факторы, что помогает двигать сайт выше в выдаче, но и заметно сказываются на конверсии в обращение.