Яндекс Вебмастер — сервис для аудита и аналитики сайта, включает инструменты для технического анализа и работы с оптимизацией. С его помощью специалисты, работающие с сайтом, получают сведения от поисковой системы Яндекс напрямую.
Для технических специалистов и программистов важно пользоваться инструментами для проверки системных файлов, микроразметки, турбо страниц и других данных на соответствие требованиям поисковика и устранения неполадок, знать, как настроить сайт в сервисе Яндекс Вебмастер при первоначальном запуске и переезде.
Для маркетологов и менеджеров проекта важно ориентироваться в основных функциях и возможностях сервиса, чтобы грамотно оценивать приоритет задач по развитию и стратегии.
Первоначальная настройка Yandex Webmaster
Чтобы зайти в сервис, необходимо предварительно авторизоваться в аккаунте по доступам от Яндекс Почты. Далее нужно нажать на кнопку «+» и добавить URL адрес. Сайт будет отображен в разделе «Мои сайты».
Чтобы подтвердить права, можно воспользоваться одним из трех способов: HTML-файл, Метатег и DNS-запись. Для этого воспользуйтесь инструкцией по установке и нажмите кнопку «проверка». После прохождения подтверждения, появится возможность делегировать права другим пользователям в разделе «Настройки — права доступа».
С помощью настройки региона в разделе «Информация о сайте — региональность», поисковая система Яндекс соотносит ресурс с целевым регионом. Есть возможность указать один регион в Вебмастере, для этого необходимо добавить ссылку на страницу, где указаны, например, контактные данные, адрес компании. В этом же разделе можно перейти в Яндекс Справочник, где нужно будет пройти регистрацию. Если у компании несколько филиалов, например, в разных городах, то можно указать все представительства и сайту будут присвоены соответствующие регионы.
Полезный инструмент настройки Вебмастера Яндекс — анализ robots.txt, позволяет загрузить, проверить и скачать текущий файл или предыдущие версии за определенные даты. Чтобы узнать, открыты ли нужные страницы для индексации, необходимо добавить URL и нажать «проверить». В результате можно увидеть, какой именно директивой закрыта страница и при необходимости доработать файл. Также можно выяснить, правильно ли скрыты разделы, корректно ли прописаны директивы.
Чтобы загрузить новый Sitemap.xml или отправить на переобход, необходимо зайти во вкладку «Индексирование — файлы Sitemap». Перед тем, как добавлять, рекомендуется проверить на ошибки в разделе «Инструменты — Анализ файлов Sitemap». Там же можно узнать размер файла в КБ, количество ссылок. Есть возможность загрузить по ссылке или с устройства, загрузить в виде кода в текстовый редактор и при наличии ошибок, будут подсвечены строки.
В разделе «Инструменты — Валидатор микроразметки» можно проверить, смогут ли роботы поисковых систем правильно извлечь данные. Так как поддерживаются все популярные форматы, валидатор помогает специалистам внедрить семантическую разметку на сайт, чтобы она корректно отображалась в поиске.
В разделе «Диагностика сайта» в Возможных проблемах и Рекомендациях, после сканирования роботами Яндекса, могут появиться уведомления о фавиконе, если с ним есть проблемы. Если всё в порядке, то оповещения будут скрыты. После загрузки файла favicon, рекомендуется проверить его доступность в «Инструменты — Проверка ответа сервера», куда нужно загрузить URL, который должен отдавать код статуса 200 OK.
Перейти к редактированию информации в Яндекс Справочнике можно через раздел «Региональность», а также в разделе «Сводка».
Для настройки отображения домена в более привлекательном или более читабельном виде, есть возможность настроить регистр имени в разделе «Информация о сайте». Но не любое изменение будет утверждено, необходимо не злоупотреблять такими изменениями. Инструмент пригодится для доменов, состоящих из двух слов, например, второе слово можно будет выделить, указав с большой буквы.
С помощью раздела «Поисковые запросы» можно отслеживать статистику: показы, клики, CTR. Есть возможность просматривать информацию о популярных запросах, загрузить группы запросов вручную, и можно добавить «рекомендованные запросы», которые подберет сервис Яндекса на основании тематики сайта.
Вкладка «Тренды» помогает сравнивать динамику трафика сайта с конкурентами в той же сфере, можно делать выводы о сезонном спросе, росте и снижении посещаемости.
Для того, чтобы роботы Яндекса смогли быстрее узнавать о новом контенте на вашем сайте, рекомендуется привязать Вебмастер к счётчику Метрики. Для этого нужно зайти в раздел «Настройки», указать номер счетчика и включить обход.
На что обратить внимание при ежедневной проверке
Проверка вкладки сводка, блока «проблемы сайта» позволяет выявить грубые ошибки, которые мешают индексации и могут привести к санкциям поисковых систем. В разделе «Настройка — уведомления» можно устанавливать настройки оповещений в сервис, на почту, в мобильное приложение Яндекс о возникновении проблем, появлении рекомендаций и других важных изменениях.
Инструмент «Переобход сайта» помогает максимально быстро сообщить роботу Яндекс о появлении изменений и проиндексировать в приоритетном порядке.
Еженедельная проверка
Работа в Вебмастере Яндекс помогает отслеживать страницы, которые попадают в индекс поисковой системы и страницы, которые были исключены. В сервисе указаны даты выпадения и причины, например ошибка 404 или запрет в robots.txt. Поэтому важно раз в неделю просматривать раздел «Индексирование — Страницы в поиске» и принимать меры при необходимости: если проиндексировались нежелательные страницы, то закрыть в robots.txt или настроить редирект. Если выпали из индекса нужные страницы, то устранить причину ошибки.
В разделе «Диагностика — Безопасность и нарушения» могут появиться уведомления, если Яндекс обнаружит угрозу, также можно настроить оповещения на почту.
Узнать изменения индекса качества сайта (ИКС) и сравнить с показателями конкурентов, можно в разделе «Качество сайта».
Подробная информация о внешних ссылках: количество ссылающихся доменов, удаленные и неработающие ссылки, а также о внутренних ссылках содержится в соответствующих разделах Вебмастера. Еженедельно рекомендуется просматривать последние ссылки, которые можно найти в разделе «Сводка».
Раздел «Статистика обхода» позволяет просмотреть историю обхода новых и изменившихся страниц, также ответ сервера. При появлении страниц со статусом 200 ОК, которых не должно быть в индексе, есть возможность внести директиву на их закрытие в robots.txt.
Инструмент «Улучшенные сниппеты для интернет-магазинов» позволяет добавить в поиск рейтинг магазина, фотографии и цены товаров. Для этого необходимо создать YML-фид с информацией и загрузить в специальный интерфейс.
Ежемесячная работа: какие правки и улучшения можно сделать
В разделе «Представление в поиске» собраны важные рекомендации, по которым необходимо периодически проверять сайт в сервисе Яндекс.Вебмастер - это поможет улучшить CTR. Рекомендуется следовать всем советам Яндекса и стремиться к улучшению отображения сайта.
Появление быстрых ссылок положительно влияет на информативность сниппета сайта, но с помощью Вебмастера можно только корректировать уже сформированные ссылки, а создаются они автоматически роботом Яндекса.
Для контентных сайтов турбо страницы добавляются путём создания и загрузки RSS-канала. Для интернет-магазинов турбо страницы формируются из YML-файла. Перед загрузкой следует воспользоваться инструментом «Отладка», который поможет исправить все ошибки и загрузить корректный файл.
Что настроить при переезде на https
После создания и подключения SSL сертификата, внесения всех правок на сайте, необходимо изменить настройки в Вебмастере. В разделе «Индексирование — Переезд сайта» нужно поставить галочку «Добавить https» и ожидать изменений.
Итоги
Яндекс Вебмастер полезен всем специалистам, работающих с сайтом. Почему важно регулярно работать с сервисом:
- Помогает понять, как воспринимают изменения на сайте роботы поисковой системы Яндекс.
- Подробно расписаны рекомендации по улучшению сайта, приводятся ссылки на Справку и примеры.
- Инструменты постоянно дорабатываются, появляются новые полезные возможности.