Создание SEO-стратегии – важнейший этап на пути к успешному продвижению сайтов. Без четкого планирования и создания запасных тактик запросто можно потерять драгоценное время, которое лучше использовать непосредственно для развития сайта.
Стоит помнить, что в SEO-продвижении нет как такового единого рецепта для достижения успеха: что работает для сайтов одной тематики, вероятно, не сработает для других. Поэтому необходимо планировать цели и средства к их достижению, основываясь на своем накопленном опыте и детальном анализе конкурентной среды.
С чего начать?
Традиционно, начиная любую деятельность, необходимо поставить цели.
Они должны быть измеримыми (например, 40% запросов в топ-10 через полгода работ или достижение планки в 5000 визитов из поисковых систем) и реальными (если у вас молодой сайт, то не стоит пытаться в первый же месяц потеснить «старичков» из топ-3).
Исходя из этого, на этапе постановки целей нужно учитывать:
- Тип сайта – блог, интернет-магазин или сайт-визитка. Для каждого из этих видов площадок тактика и стратегия будут заметно отличаться. К примеру, владелец блога в краткосрочном периоде ставит главной целью получение максимально возможного количества визитов на сайт, чтобы в дальнейшем зарабатывать на рекламе и т.п. А владелец e-commerce сайта концентрирует все усилия на получении максимальной конверсии.
- Возраст домена – как известно, старые сайты проще продвигать. Поэтому если у вас новый сайт, то не стоит паниковать при отсутствии значительных результатов в первые недели/месяцы работ. Поисковым роботам необходимо накопить достаточно данных о сайте (поведенческие факторы, ссылочный профиль и т.д.), чтобы начать ранжирование в соответствии с его релевантностью.
- Тематику ниши – анализ конкурентного поля даст много пищи для размышлений. В некоторых тематиках (например, продажа электроники и бытовой техники) сайтам с небольшим ассортиментом будет крайне сложно, так как после анализа выдачи поисковых систем очевидно, что большая часть топа занята агрегаторами либо крупными интернет-магазинами.
- Текущее состояние сайта – здесь особенно важно, занимались ли оптимизацией сайта ранее. В случае хорошо проделанной работы на предыдущих этапах, достижение целей значительно упрощается: вполне вероятно, что будет просто необходимо «прокачать» ссылочную массу и внести коррективы в различные зоны документа (теги, текст).
В обратном случае придется уделять максимум внимания всем факторам ранжирования.
Анализ конкурентов и формирование семантического ядра
Данный пункт плана работ по продвижению сайта можно назвать фундаментальным.
На данном этапе необходимо собрать семантическое ядро (используем Wordstat, Key Collector, Serpstat, Яндекс.Метрику, Google Analytics и прочее) и грамотно его распределить по посадочным страницам. Чтобы это сделать корректно, важно всегда понимать пользовательский интент (намерение, реальная нужда) и анализировать топ.
Например, запросы «купить квартиру» и «купить однокомнатную квартиру» вряд ли получится продвинуть на одну страницу, так как, во-первых, конкуренты распределили данные запросы по различным страницам, а во-вторых, с точки зрения интента пользователя это различные потребности.
Также важно помнить про разграничение коммерческих и информационных запросов:
Как видно из скриншота, такой запрос является коммерческим. Об этом хорошо свидетельствуют сниппеты: обратите внимание на подсветку слова «в Москве».
Отлично видно, что это информационный запрос (при грамотном подходе такой запрос легко может стать конверсионным, в особенности это касается интернет-магазинов): на выдаче представлены сайты-отзовики и посадочные страницы с отзывами торговых площадок.
По адресу страницы видно, что это специальная страница, сделанная под отзывы.
В таком же ключе можно продвигать запросы со словами «цены», «характеристики», «обзоры», создавая под них оптимизированные страницы.
Следует не забывать про возможность отслеживания трендов в интернете. Хорошим помощником в данной задаче будет сервис trends.google.ru, где можно изучить количественную динамику запроса за выбранный период времени в определённой географической локации. Также можно осуществить анализ по различным видам поиска: общий, по картинкам, по новостям, по товарам, по Youtube.
Что касается анализа конкурентов, то здесь уделяем особое внимание разбору максимального количества факторов.
Смотрим на:
- Внешний вид сайта (сюда же отнесем расположение контентных/товарных блоков).
- Возраст домена.
- Количество страниц в индексе.
- Внутреннюю оптимизацию (контент, метатеги и т.д.).
- Внешнюю оптимизацию (количество и качество доноров, динамика, типы ссылок).
- Техническую составляющую (наличие мобильной версии сайта, реализация пагинации и т.д.).
- Коммерческие факторы (наличие различных форм для связи и заказа, фильтры подбора, сортировки, поиск по сайту, специфические инструменты ниши и т.д.).
- Поведенческие факторы (ориентировочные данные можно получить при помощи сервиса Similarweb).
- Данные по трафику (ориентировочные данные можно получить при помощи сервиса Similarweb).
- Семантическое ядро (внимательно анализируем, какие ключи появились у конкурента, как их распределили. Справиться с такой задачей поможет Serpstat. В случае обнаружения каких-либо пробелов в сравнении со своим ядром, по возможности необходимо оперативно расширять количество продвигаемых запросов).
Аудит сайта
Данный пункт тесно связан с предыдущим, так как после сбора и анализа семантического ядра, изучения конкурентов, необходимо досконально исследовать собственный сайт.
Аудит поможет понять, в каком состоянии сайт, и вообще, куда необходимо двигаться, чтобы достичь быстрых результатов.
Особое внимание уделяем:
- Техническим аспектам: индексация, наличие страниц с кодом ответа 3XX/4XX/5XX, дубли, метатеги, скорость отдачи контента, верстка и многое другое.
- Посадочным страницам – какие страницы есть на сайте, какого они типа, что будет необходимо создавать.
- Текущему уровню внутренней и внешней оптимизации: соответствуют ли мета-теги выбранным запросам, нужны ли тексты на страницах; если да, то какого объёма и с каким количеством вхождений ключей и тематических слов; сколько ссылок нужно, какого вида и с какими анкорами, с каких площадок.
- Юзабилити – сюда можно отнести всевозможные элементы, которые способствуют удобному и приятному взаимодействию посетителя с сайтом.
- Веб-аналитике. Если сайт новый, устанавливаем системы аналитики на сайт, настраиваем цели и собираем данные. Если сайт уже с историей, то внимательно изучаем поведенческие факторы посетителей, конверсии. Особое внимание стоит уделить поиску путей улучшения ПФ, а также увеличения количества целевых визитов.
Сюда же можно отнести настройку вебмастеров Яндекса и Google, которые также являются отличными инструментами для мониторинга состояния сайта.
Внутренняя оптимизация
Внутренняя оптимизация – та часть плана продвижения сайта, которая отвечает за реализацию привлекательности сайта для поисковых систем и потенциальных посетителей.
Основные моменты по внутренней оптимизации:
- Оптимизация метатегов title, description, h1-h6. Делаем красивые и заманчивые сниппеты, редактируя title, description и первый абзац текста.
- Работа с контентом страницы (определение необходимых объемов текста, его структуры, поиск тематических слов и синонимов, определение количества вхождений ключевых слов в контенте и т.д.). Сюда же можно отнести работу с изображениями и видео.
- Общее улучшение качества страницы. Здесь важно определить, что обязательно должно быть на странице: какие формы, калькуляторы и прочий функционал, который поможет сделать посадочную страницу максимально удобной и простой в использовании.
- Перелинковка – распределение веса страниц с помощью ссылок на другие странички. То есть те страницы сайта, которые наиболее важны для его владельца, должны иметь максимальный статический вес. Это могут быть простые ссылки в контенте или сложные системы подстановки ссылок в зависимости от ситуации и текущих задач.
Внешняя оптимизация
Внешняя оптимизация по-прежнему остается важным пунктом в SEO-стратегии большинства специалистов.
Главное отличие данного пункта от других заключается в том, что этот вид оптимизации требует постоянного внимания: нельзя просто купить пачку ссылок, зарегистрироваться в нескольких каталогах и напрочь забыть про это. Развитие ссылочного профиля требует постоянной работы: регулярного получения качественных ссылок из различных источников.
Что касается непосредственной тактики по данной части стратегии, то важно:
- Определить необходимый бюджет.
- Подобрать самых качественных, тематических доноров. Определить динамику, типы и виды ссылок.
- Подготовить контент.
- Заняться непосредственно размещением ссылок.
- Анализировать эффективность.
- При необходимости внести изменения в тактику построения ссылочного профиля.
При продвижении сайтов необходимо фиксировать свои действия, чтобы понимать, на какие факторы ранжирования воздействие дает результат, а на какие нет.
Что делать дальше?
Конечно, на этом работа не заканчивается. После такой первичной оптимизации необходимо искать слабые места сайта, чтобы понять, на что воздействовать в дальнейшем.
Очень часто случается, что после анализа позиций запросов (в особенности которые «залипли» на топ 15–20) и соответствующих посадочных страниц кажется, будто все сделано и нечего прокачивать. Но это не так. Всегда можно улучшать сниппеты, контент, функционал страницы. Возможно, сайту или странице не хватает ссылок.
Поэтому важно не останавливаться в работе, а искать новые точки роста, заниматься углубленной аналитикой.
На что обращать особое внимание при подготовке стратегии продвижения
Поисковые алгоритмы обновляются регулярно, в результате чего меняется влияние определенных факторов на итоговое ранжирование. Но следующий список доработок и советов должен быть обязательно учтен при раскрутке любых сайтов:
- Каждый сайт должен иметь качественную мобильную версию (адаптив или мобильную версию на отдельном поддомене).
- Переход на https. Крайне необходим всем коммерческим сайтам, где есть поля для ввода платежных и идентификационных данных посетителей. Другим сайтам также не стоит откладывать данное мероприятие в долгий ящик.
- Максимально быстрая отдача контента. Влияет на краулинговый бюджет (частоту и полноту индексации) и поведенческие факторы.
- Максимально качественный контент.
- Ссылочная масса по-прежнему влияет на итоговый рейтинг сайта.
- Рост числа готовых ответов в Google. Сайты, попавшие в такие блоки, будут забирать основную часть кликов на SERP.
- Посетитель может совершить конверсию, спустя n-ное количество визитов на сайт. Это важно помнить, поскольку сайт должен предоставлять максимально много полезной и качественной информации по товару/услуге и т.д.
- Увеличение частоты использования голосового поиска. На данный момент данная технология не получила повсеместной популярности, но в будущем процент таких запросов будет увеличиваться, и это может привести к серьезным изменениям в подходах к SEO-оптимизации.
- AMP – ускоренные мобильные страницы. Отличное решение для новостных площадок. Суть крайне проста – страницы, созданные по такой технологии, хранятся в базе поисковика, и при переходе на такой сайт происходит мгновенная загрузка.
- Просто улучшайте свои сайты для людей. Это реально работает.