Исследование онлайн-репутации
По результатам 2023 года Китай, обогнав Японию и Германию, стал крупнейшим экспортером автомобилей в мире. Успех китайских производителей связан прежде всего с ситуацией на российском рынке: после того, как западные автопроизводители покинули Россию, китайские бренды заняли более 60% их доли.
Что писали о китайских автомобилях российские интернет-пользователи? Чтобы выяснить это, мы проанализировали поисковую выдачу по топ-15 брендов китайских автомобилей, имеющих представительства в России.
Специалисты агентства RQ просмотрели более 640 ссылок поисковой выдачи по брендовым и репутационным запросам в Яндекс и Google.
В исследование попали следующие бренды.
Что писали о китайских автомобилях российские интернет-пользователи? Чтобы выяснить это, мы проанализировали поисковую выдачу по топ-15 брендов китайских автомобилей, имеющих представительства в России.
Специалисты агентства RQ просмотрели более 640 ссылок поисковой выдачи по брендовым и репутационным запросам в Яндекс и Google.
В исследование попали следующие бренды.
На каких площадках больше всего обсуждений?
На первом месте в обеих поисковых выдачах лидируют автомобильные порталы, такие как auto.ru и drom.ru. Площадки представляют собой платформы для покупки и продажи автомобильной техники, на них есть карточки с рейтингами и имеется возможность оставить отзыв о бренде
.
В ТОП-10 оказались сайты-отзовики otzovik и irecommend. В поисковой выдаче по китайским авто среди дилеров чаще встречается FAVORIT MOTORS.
.
В ТОП-10 оказались сайты-отзовики otzovik и irecommend. В поисковой выдаче по китайским авто среди дилеров чаще встречается FAVORIT MOTORS.
Брендовые VC репутационные запросы
По результатам анализа мы обратили внимание, что брендовые запросы содержат единичные и некритичные случаи негатива. Например, как у бренда Great Wall: на странице с объявлениями о продаже автомобиля собран перечень статей, часть из которых носит негативных характер.
Репутационные запросы содержат описание негативного опыта автолюбителей: часто в соотношении с преимуществами автомобиля: например, недорого, но и восторга никакого. Пользователей волнует наличие запчастей на автомобили: не все дилеры их продают, а логистика достаточно сложная. При поломке автомобиля срок ремонта может затянуться на неопределённый срок.
Репутационные запросы содержат описание негативного опыта автолюбителей: часто в соотношении с преимуществами автомобиля: например, недорого, но и восторга никакого. Пользователей волнует наличие запчастей на автомобили: не все дилеры их продают, а логистика достаточно сложная. При поломке автомобиля срок ремонта может затянуться на неопределённый срок.
Большинство дилеров китайских автомобилей продают запчасти на свои машины, тут мы не видим проблем. Однако, у официальных дилеров стоимость запчастей выше, чем на aftermarket на те же самые изделия. Сроки поставки материалов для производства запчастей иногда бывают затянутыми, что может вызвать неудобства для автовладельцев. В случае, если поломка попадает под гарантийное обслуживание, но необходимой запчасти нет в наличии, пользователю придется ждать ее поступления. Если же поломка не попадает под гарантию или нет времени на ожидание, владельцы автомобилей обычно ремонтируют их самостоятельно, приобретая необходимые запчасти в автосервисе или на вторичном рынке.
Доля негатива в поисковой выдаче и причины
Больше всего страниц, содержащих негативную информацию, у брендов Great Wall и FAW – 70%. При этом меньше всего негативной информации в поисковой выдаче у бренда Lynk & Co – всего 15%. Больше всего упоминаний у таких брендов, как Geely, Haval и Chery.
Самые частые причины негатива:
- частые поломки
- высокий расход топлива
- отсутствие запчастей в наличии или их высокая стоимость
- плохое качество металла
- шумная подвеска
Но есть и плюсы:
- красивый дизайн кузова и салона
- богатое функциональное оснащение
- низкая стоимость по сравнению с европейскими производителями в аналогичном сегменте
По итогам исследования мы видим, что китайским авто еще далековато до популярности Renault или Ford на общетематических сайтах-отзовиках. Пласт отзывов на европейские бренды накапливался десятилетиями и присутствует практически везде, даже на порталах с невысокой посещаемостью. А вот китайские бренды пока представлены в основном только на otzovik.com и irecommend.ru.
Судя по отзывам, пользователи разделились на два лагеря. Первые уже смирились с новой реальностью и активно изучают все новинки и историю китайского автомобилестроения, чтобы понимать, какие бренды совсем новые, а какие уже имеют за собой историю производителя. Вторые критикуют стоимость, расход топлива. Многие не верят, что электроника в китайских авто долго проживет, сетуют на хлипкий кузов (быстро пойдут рыжики и прочее) и то, что в одной и той же модели авто электроника может быть устроена по-разному, т.е. любая поломка - ехать в ДЦ.