Пользовательский путь: от осведомленности до лояльности
Стандартный пользовательский путь выглядит следующим образом:
Еще три года назад при выборе товара пользователи смотрели видеообзор на YouTube. Сейчас же 80% покупателей первым делом ищут товары на маркетплейсах, затем продолжают поиск на других ресурсах.
Маркетплейс – это удобная площадка, на которой можно найти нужный товар, сравнить его с другими продуктами в этой категории, прочитать отзывы, совершить покупку.
Для влияния на пользователя на всех этапах принятия решения у площадок есть свои инструменты:
- медийные инструменты, которые влияют на осведомленность пользователя;
- реклама в поиске, которая помогает принять решение;
- рассылки, которые стимулируют покупку;
- клиентский сервис, который помогает решать спорные вопросы покупателя.
Статистика
Коммерческие показатели
Сравнение функционала
- Необходимость покупать товар для написания отзыва.
- Социальное действие на чужой отзыв.
- Сортировка отзывов.
- Продавцы.
- Ответы на отзывы
- На текущий момент только Яндекс Маркет не требует выкупа товара для написания отзыва.
- На всех площадках можно пожаловаться на отзыв. Иногда жалобу можно использовать для удаления негативного отзыва (главное – причина жалобы должна быть оправданной).
- В качестве дополнительного инструмента для управления репутацией можно использовать лайки и дизлайки (возможно у Ozon, Яндекс Маркета и Мегамаркета). С помощью стимулирования социальной активности можно поднять в ранжировании нужный отзыв.
- Ответ на отзыв от лица бренда (доступно только у Ozon): если у вашего бренда есть другие продавцы (не официальный магазин), теперь вы можете отвечать на любые отзывы пользователей от официального лица бренда. Ранее отвечать на отзывы могли только селлеры. Это поможет брендам распространять свою коммуникационную стратегию и tone of voice.
Факторы успеха продаж на маркетплейсах
- Постоянные продажи для высокого ранжирования карточек в поиске.
- SEO-оптимизация.
- Стимулирование оставления отзывов для повышения рейтингов.
- Обеспечение качественной логистики и скорости доставки.
- Красиво оформленные карточки, видео товара.
- Конкурентная цена и программы лояльности. Интересное наблюдение: размер скидки влияет на лояльность клиента, даже если цена со скидкой выше, чем за идентичный товар у конкурента, но без скидки.
При анализе товаров различных брендов в разных категориях мы обратили внимание на то, что продажи товара увеличились в несколько раз в течение одного дня после обновления карточек с изображениями медийных персон.
Мы знаем, как найти выход из этого круга. В рамках работы над новыми карточками мы привлекаем лидеров мнений для совершения пробных покупок.
Инструкция поиска:
- Идем на популярные отзовики (irecommend, otzovik и др.).
- Собираем базу людей, у которых хороший рейтинг на площадке и которые подходят под портрет покупателя данного товара.
- Связываемся с каждым инфлюенсером и предлагаем совершить пробную покупку (конечно, со скидкой на товар).
- После совершения покупки просим пользователя оставить короткий отзыв на маркетплейсе и развернутый отзыв на площадке-отзовике
Наша база инфлюенсеров очень обширна и детально сегментирована: по полу, возрасту, гео, наличию детей и их возрасту, автомобильным маркам.
Коммуникация
Как не стоит отвечать:
- в негативном тоне;
- шаблонными ответами, особенно не вникнув в текст отзыва;
- стимулировать покупку другого товара в ответ на негативный отзыв. В этом случае лучше предложить альтернативу выбранному товару, а не предлагать еще один.