Если попробовать описать определение крауд-маркетинг простыми словами, может показаться, что это не сложнее ежедневного поста в Instagram или уже не актуального массфоловинга. У этих методов продвижения и правда есть схожие черты, но крауд-маркетинг — инструмент с более широкими возможностями.
Несколько лет назад крауд-маркетинг называли спамом на форумах и в сообществах. Но со временем количество рекламы привело к тому, что пользователи стали к ней менее восприимчивы. Это и стало причиной развития спама на форумах в крауд-маркетинг.

Что такое крауд-маркетинг
Это продвижение бренда или определенного товара при помощи комментариев, ответов на вопросы, отзывов и других записей на тех площадках, где находится целевая аудитория. Термин образован от двух английских слов crowd (толпа) и marketing. Давайте разбираться детальнее.
Как работает крауд-маркетинг?
Для начала нужно определить где находится ваша целевая аудитория, так как нет никакого смысла упоминать автосервис на форуме кондитеров. После того, как подходящая площадка в интернете будет найдена, необходимо оставить там максимально ненавязчивую (естественную) рекламу своей компании, услуги или товара. Реплика должна выглядеть так, словно ее написал не маркетолог или штатный сотрудник компании, а обычный человек, который заплатил свои деньги за товар и остался доволен приобретением. Нативная рекомендация располагает к себе потенциальных клиентов и увеличивает вероятность того, что из всех возможных предложений на рынке выберут именно ваше.
Что крауд-маркетинг может дать бизнесу?
Преимущества этого способа продвижения подразделяются на два равнозначных блока — репутация и SEO. Рассмотрим очевидные плюсы данного вида рекламы:
- Увеличение узнаваемости.Упоминание названия бренда – это уже неплохо. С помощью крауд-маркетинга вы можете рассказать о преимуществах вашего товара или услуги.
- Повышение лояльности.Правильно написанный положительный отзыв о компании с упоминанием ее плюсов, поможет составить положительное впечатление о бренде и повысить доверие пользователей площадки.
- Работа с репутацией.Положительные отзывы формируют правильное инфополе вашей компании. Чем больше позитивных упоминаний на различных интернет-площадках имеет компания, тем сложнее найти негативные отзывы о ней.
- Увеличение переходов на сайт.Еще одно преимущество, которое помогает не только продажам, но и SEO. Чем чаще сайт ищут в поисковике и переходят по ссылкам, тем больше вероятность того, что сама поисковая система начнет его продвигать.
- Разбавление ссылочного профиля.Алгоритмы поисковых систем внимательно отслеживают трафик, который проходит через каждый сайт. Органический трафик ценится намного больше, чем искусственно созданный. Если трафик идет только с контекстной рекламы или SEO, то алгоритм может повесить на сайт фильтр. Переходы по ссылкам помогут избежать санкций поисковиков.
- Повышение позиций сайта в поисковике.Это следствие двух предыдущих пунктов. Чем больше органического трафика идет на сайт с различных площадок, тем выше его позиция в выдаче по запросу в поисковой системе.
Работа с репутацией компании и помощь в SEO-продвижении ведут к главной цели любого продвижения — увеличению продаж. Если вас можно легко найти — вам проще привлечь потенциальных клиентов, при безупречной репутации — сложнее их потерять.
Кому подойдет крауд-маркетинг?
Может показаться, что у данного метода продвижения низкий порог входа, но это не совсем так. Сам по себе крауд-маркетинг не требует вложений, но добиться видимого результата в данном случае будет сложно. Крауд-маркетинг точно не подойдет зарождающемуся бизнесу, так как на такую работу требуется много времени и усилий. Данный способ продвижения — лишь часть комплексной стратегии. Не стоит вкладывать часть небольшого бюджета в него. Пытаясь сделать все самостоятельно, владелец бизнеса потратит то время, которое мог бы использовать с большей финансовой выгодой для бизнеса.
Также данный способ не подходит тем компаниям, которые слабо представлены в сети, так как основа крауд-маркетинга — ваш сайт. Если он плохо сделан и нестабильно работает, то это только отпугнет покупателей. Помимо этого, способ продвижения не подходит узкоспециализированным отраслям, локальному бизнесу, ситуативным услугам и B2B-компаниям с высоким чеком.
А вот интернет-магазинам, онлайн-сервисам или услугам этот метод продвижения отлично подходит. Стартапы и различные агентства также смогут извлечь пользу из крауд-маркетинга.

Каким бывает крауд-маркетинг?
- Комментарии с активной ссылкой. Любимый вид реплик маркетологов, потому что у ссылки есть очевидное преимущество — целевая аудитория может перейти по ней на сайт. Комментарии со ссылкой особенно полезны для SEO вашего сайта. Но недостаток этого вида упоминаний такой же очевидный, как и преимущество. Нативно разместить ссылку на сайт или товар сложнее, чем кажется. Некачественно составленный комментарий со ссылкой только отпугнет аудиторию и есть возможность нарваться на негатив пользователей. Кроме этого большое количество ссылок на сайт может спровоцировать санкции со стороны алгоритмов поисковой сети.
- Отзывы на отзовиках. Такой способ немного выбивается из концепции крауд-маркетинга, поскольку не товар приходит к целевой аудитории, а наоборот. Пользователь ищет информацию о том или ином товаре и поэтому приходит на отзовики. Но оставить ссылку в отзыве или хвалебное упоминание никто не запрещает, поэтому такой вид реплик имеет право на существование.
- Упоминание без ссылок. Наиболее безопасный способ оставить след на различных форумах и в социальных сетях. Подобные комментарии являются самыми естественными из всех и от этого могут быть не менее эффективны, даже без прямой ссылки на сайт. К тому же есть площадки с довольно серьезной модерацией, которые просто не дают возможность подобную ссылку оставить.
На каких площадках можно размещаться?
- Отзовики
- Тематические форумы
- Социальные сети
- Сайты вопросов
- Справочники
- Общие маркеты
- Блоги
Какие существуют стратегии крауд-маркетинга?
- Классическая схема.Подходящая стратегия для популяризации бренда. Основная цель — оставить как можно больше комментариев с активной ссылкой. Необходимо разместить упоминание на тематической площадке, которое содержит ссылку на страницу вашего товара или услуги.
- Добыча органических ссылок.Стратегия, заточенная под SEO-параметры вашего сайта. Сам алгоритм схож с предыдущим, но площадку нужно выбирать осторожнее. Если в классической схеме эффективность достигается за счет количества упоминаний со ссылками, то здесь важнее количество переходов по каждой отдельной ссылке. Поэтому упоминание должно быть очень ненавязчивым. Довольно часто маркетологи сами инициируют и развивают диалог на площадке с нескольких аккаунтов, чтобы создать видимость дискуссии и вовлечь реальных пользователей в обсуждения.
- Отслеживание конкурентов.Для начала потребуется проанализировать трафик, который приходит на сайт конкурента специальными сервисами. В результате этого вы получите список площадок на которых обитает целевая аудитория и где конкуренты успешно работают. Дальше все то же самое, что и в остальных стратегиях: регистрируемся, оставляем упоминания, отвечаем пользователям. Подобный анализ конкурентов необходимо проводить регулярно и силами сторонних специалистов, поэтому это будет стоить денег.
Алгоритм реализации
На старте необходимо выбрать правильную площадку для работы с технологиями крауд-маркетинга. Хорошая площадка для работы отвечает трем критериям: высокая посещаемость (концентрация потенциальных клиентов), активное общение и подходящая тематика. Самый простой способ найти подходящие площадки — проанализировать конкурентов. Но если бюджет не позволяет провести подобный анализ, придется погрузиться в сеть.
Далее необходимо на этой площадке зарегистрироваться, а лучше залогиниться в аккаунт, который был создан раньше и все это время развивался. Хороший крауд-маркетолог знает, что аккаунт должен «прожить» минимум 2 недели и оставить не меньше 20 некоммерческих сообщений, прежде чем с него можно будет начинать работать. В противном случае комментарий будет выглядеть слишком навязчиво.
Далее находим пользователей, вникаем в их проблему и даем развернутый ответ с ненавязчивой рекомендацией компании.
Типичные ошибки крауд-маркетинга
- Неверный портрет ЦА
- Неточный выбор площадки
- Пустой профиль
- Откровенная реклама
Как реализовывать стратегию?
- Самостоятельно.У этого способа есть одно весомое преимущество — вы знаете свой продукт и аудиторию лучше, чем кто-либо. Но чтобы почувствовать результат крауд-маркетинга нужно потратить много времени и усилий. Рассчитывать на волну трафика не стоит, но небольшое количество органических переходов вы сможете получить. Такой формат подойдет для малого и среднего бизнеса, но масштабироваться самостоятельно будет очень трудно.
- Фриланс.Если вам удастся найти хорошего сотрудника на удаленный формат работы, вы сможете сэкономить время и деньги. Скорее всего, человек со стороны будет хуже разбираться в вашей сфере, но добросовестный фрилансер постарается ликвидировать этот пробел. Нанимая специалиста с биржи вы должны осознавать риск того, что он может исчезнуть с предоплатой, сделать работу некачественно или недостаточно изучит продукт.
- Штатный специалист.Позволить себе штатного маркетолога — дорого. Однако, штатный сотрудник работает с вашим продуктом по 8 часов 5 дней в неделю. Уровень погружения в тему и качество работы значительно выше, чем при работе с фрилансером.
- Через подрядчика.Привлечение digital-агентства потребует минимальных затрат по времени, а команда из профессиональных маркетологов с меньшей вероятностью совершит фатальную ошибку. Агентство проще и быстрее найти, чем фрилансера или сотрудника в офис. У агентств всегда есть портфолио и отзывы от других компаний. В AMDG услуга крауд-маркетинга является частью комплексного продвижения, что позволяет использовать данный инструмент наиболее эффективно.
Как долго ждать результата и какого?
Крауд-маркетинг требует времени. На результат влияет количество оставленных ссылок, выбранные площадки и качество написанных реплик. Среднее время ожидания результата — около 3 месяцев.
При правильно выстроенной крауд-кампании можно рассчитывать на повышение узнаваемости бренда и лояльности пользователей, увеличение количества переходов на сайт и продаж, а также повышение сайта в выдаче поисковых систем.
Как оценить результат?
По количеству переходов на сайт или по его позиции в поисковой системе. Но не стоит забывать о том, что крауд-маркетинг — лишь один из инструментов маркетинга и для ощутимого результата необходим комплексный подход.

Крауд-маркетинг — отличный способ работы как с пользовательским мнением, так и с SEO-продвижением сайта, но он подходит не всем компаниям. Реализация крауд-кампании требует много времени и сил, но при комплексном и профессиональном подходе вы сможете получить ощутимый результат. Надежнее обратиться к маркетологам, чтобы исключить возможность отрицательного результата, но можно заниматься этим и самостоятельно. Не забывайте подбирать разные по типу площадки, со схожей с вашей отраслью тематикой. При грамотно выстроенной стратегии, инструмент принесет вам желаемый результат.