3 марта 2022 года стало известно, что шведская компания Ingka Group, которой принадлежит мебельный бренд и ритейлер IKEA, приостанавливает продажи в России до 31 мая. Затем была информация о продлении приостановки до 31 августа. Во всевозможных каналах пронеслась волна прощания с ритейлером, а кадры бесконечных очередей удивляли и даже немного шокировали. Как отреагировали пользователи интернета на такую новость? Команда международного digital-агентства AMDG задалась этим вопросом и приняла решение проанализировать инфоповод за март, когда ажиотаж вокруг события находился в зените.
График взят из ПО Youscan
На графике можно увидеть, что пик упоминаний пришелся на 3 марта, когда появилась сама новость. Обсуждение длилось 4 марта, а затем шум вокруг сообщений пошел на спад. Слабый рост наблюдался 10 марта. Как раз в этот день появилась информация том, что IKEA могут национализировать.
Это мог быть флешмоб прощания, но…
Особенно креативные проявили себя в качестве клипмейкеров.
Но кажется, что такие энергичные волнения можно назвать ничем иным, как хайпом. Потому что пользователи скучать все же долго не стали. На графике видно, что уже к концу марта все не так грустно, наплывы сожаления стихли.
График взят из ПО Youscan
На этом графике мы собрали всех по «скучающей» семантике. Самые топовые посты по теме зафиксированы в Twitter и, на удивление, их посыл носит более серьезный характер, нежели страдания по акуле.
И да, в такие смутные времена было и остается очень важным фильтровать информацию. Кто-то, сыграв на чувствах грусти, а может и любви к халяве, пытался вытянуть россиян на улицы.
Из-за таких уловок флешмоб прощания приобрел не самый правильный окрас.
Конечно же, мы не могли не посмотреть, что происходит у блогеров по этой теме. Дашу Карейку, например, волнует вопрос фрикаделек.
А в остальном, все почему-то больше обсуждают Макдоналдс. Предположим потому, что мебель из-за границы привезти можно, а вот картошка уже остынет.
Что в трендах сейчас?
Как только россияне отошли от шока (опускаем части про отрицание и смирение), в них проснулась предпринимательская жилка.
И если вы что-то не успели купить, не стоит отчаиваться. Более 8000 объявлений (без учета сообщений на специализированных сайтах) о продаже товаров из IKEA ожидают вас на просторах интернета.
График взят из ПО Youscan
На графике видно, что с момента сообщения об уходе прослеживается тенденция на увеличение ежедневного количества таких сообщений.
А также вспоминаем о том, что свято место пусто не бывает и помимо громких заявлений от Leroy Merlin, стали появляться отечественные предприниматели, от Питера до Ямала, которые готовы расширить бизнес и занять нишу.
Ну и куда ж без новостей про даты возвращения IKEA на рынок, любим жаркие споры, как здесь. Но 15 июня 2022 года представитель шведской компании IKEA Хеена Сайни подтвердила начало поиска возможных покупателей бизнеса компании в России. Было заявлено, что нет возможностей возобновить продажи в обозримом будущем из-за осложнившейся ситуации с бизнес-процессами и цепочками поставок. Отмечается, что продажи в магазинах и онлайн пока остаются «на паузе», при этом компания намерена распродать товары, которые находятся на складах. Что ж, скучаем и ждем.
О сотрудниках и HR
О чем это говорит? Опыт работы с репутацией подсказывает, что не исключено, что компания решила перестраховаться и буквально завалить один из ресурсов позитивными отзывами. Коллапса не случилось, и в мае вернулись к обычной текучке. Другой вариант – сотрудники компании под угрозой увольнения решили проявить себя как можно лояльнее и задобрить работодателя высокой оценкой.
В любом случае, нам несколько странно видеть шквал отзывов о работе в тот период, когда магазин не работает вовсе. Кого обслуживают все эти повара, продавцы, кассиры, администраторы? При этом всего лишь в нескольких отзывах (около 1%) упоминается текущая ситуация, и то в формулировках, мол, скорее бы открылись.