t. +7 (495) 620-58-99
+7 (495) 620-58-99
Начнем знакомство?
/
/
Влияние на поведенческие факторы
Блог
4589
20.01.2021

Влияние на поведенческие факторы

Действия пользователей важны для ранжирования интернет-сайтов в выдаче поисковика. Поэтому SEO-оптимизаторы обращают много внимания на поведенческие факторы сайта, отражающие отношение к настроению посетителей, заинтересованность предложенным контентом. Совокупность таких факторов позволяет поисковикам оценить качество сайта и поднять его в выдаче или опустить на ряд позиций.

Вход на сайт
Время пребывания
Просмотр страниц
Клики по ссылкам

Что такое поведенческие факторы и как они влияют на продвижение

Под этим понятием имеют в виду то, что делают посетители на веб-площадках — листают ли страницы, уходят сразу или спустя время, делают ли заказ товара/услуги. ПФ относятся к средствам сбора статистики и ранжирования ресурсов в зависимости от соответствия запросам пользователей. Хорошие показатели получают сайты с содержанием высокого качества, удобной системой навигации, современным дизайном, релевантной информацией, привлекательными сниппетами, адаптацией под мобильные устройства и другими грамотно настроенными параметрами оптимизации.

Влияние поведенческих факторов на ранжирование

Влияние ПФ на сортировку ресурсов проявляется в следующих моментах:

  • формирование статистики поисковых систем;
  • оценка качества, наполненности, релевантности;
  • изучение поведения и действий посетителей;
  • отслеживание частоты визитов и кликабельности;
  • построение объективной динамики «полезности»;
  • естественное ранжирование в поисковой выдаче.
В зависимости от качества SEO-продвижения, релевантности информационного или коммерческого контента, поведение гостей страницы отличается. Действия пользователей служат индикаторами для поисковиков, чтобы повысить или понизить ресурс в выдаче. Но некорректно рассматривать поведенческие факторы сайта как единственные сигналы для работы. Статистика и мониторинг строятся с учетом множества разных параметров, в совокупность которых входят ПФ.

Важность поведенческих факторов в разных поисковых системах

Владельцам онлайн-ресурсов нельзя игнорировать воздействие факторов поведения посетителей — действия читателей нужно отслеживать. Информацию, используемую для дальнейшего ранжирования системами, собирают сервисы аналитики поисковиков через счетчики посещаемости, собственные браузеры, расширенные плагины, закладки, историю и вспомогательные приложения.

Поисковая система Yandex

Поведенческие факторы Яндекс можно отследить в системе аналитики Яндекс.Метрика. Она отражает данные:

  • числа и глубины просмотров;
  • доли отказов;
  • времени визита.
Отслеживание поведенческих факторов в Яндекс.Метрики

Вес ПФ для системы Яндекс был значительно повышен в июне 2014 года, чтобы давать пользователям лучший ответ на поисковый запрос. Эффективность применяемых алгоритмов доказана практически не только в Метрике, но и в рекламе Yandex.Direct. Анализ ПФ используется в ранжировании сайтов в ТОП-позициях выдачи. Сигналами для системы, на основании которых Яндекс повышает статус ресурса, выступает большое количество просмотров страниц, продолжительное время визита и низкий процент уходов.

Поисковая система Google

Компания-владелец в лице сотрудника Мартина Сплитта заявила, что поведенческие факторы Гуглу не важны, и метрики сервис Analytics от Гугла не использует. Эксперты считают такое заявление некорректным и спорным. В марте 2019 г. компания разработала методику ранжирования поисковой выдачи по обратной связи с юзером. А это по умолчанию предполагает существенный вес ПФ для системы. Параметры Google Analytics учитывают:

  • долю посетителей, покинувших ресурс сразу после входа;
  • просмотр не больше 1 страницы — нулевая длительность визита;
  • повторные обращения посетителей и средняя длительность визита.

Поэтому оптимизаторам нужно улучшать удобство ресурса и информативность. Это повышает вероятность, что пользователь добавит сайт в закладки.

Отслеживание поведенческих факторов в Google Analytics
Карта поведения пользователей

Какие поведенческие факторы выделяют

ПФ формируются в поисковой выдаче и внутри сайта. После перехода пользователя на веб-ресурс робот собирает статистическую информацию о его действиях на выдаче, учитывая, откуда посетитель перешел на сайт, нашел ли интересующую информацию, остался на ресурсе или покинул его.

Поведенческие факторы сайта

Внешние

К внешним действиям относится поведение пользователей в выдаче поисковых систем, а не на самой странице. Основные параметры:

  • кликабельность сайта;
  • возврат к поисковой выдаче;
  • переходы из соцсетей и других ресурсов;
  • последний клик, удовлетворивший посетителя;
  • среднее количество переходов по запросу.

Коэффициент кликов по сниппету (краткому описанию) в результатах поиска определяется как отношение кликов по сайту и всем показам в выдаче, умноженное на 100%. Например, если сайт занимает позицию ниже конкурентов, но часто кликается, для поисковика это сигнал поднятия в выдаче. Оптимизаторы улучшают качество сниппета — небольшого текстового отрывка со страницы с метатегами тайтл и дескрипшн.

Возврат к поисковой выдаче — сигнал, отражающий действия после ухода с сайта. Если пользователь нашел нужные сведения на странице и больше не вводит в выдаче поисковый запрос, значит, задача решена, и качество ресурса — на высоком уровне. Когда посетитель покидает ресурс и продолжает искать интересующую информацию в других источниках, сайт нерелевантен запросу. Такие действия — повод для понижения позиций.

Внутренние

Внутренние поведенческие факторы ранжирования сайта — любые совершаемые гостем действия на ресурсе. ПС отслеживают сразу несколько параметров:

  • Сколько минут проведено на сайте в рамках одного визита. Для разных ресурсов показатель неодинаковый. Чем выше значение, тем более полезный контент предложен пользователю. Но на информационном портале гость проведет больше времени, чем в службе заказа такси.
  • Насколько далеко пролистал страницу пользователь. Параметр отражает количество страниц за один заход. Показатель оценивается по-разному, поскольку различается для ресурсов коммерческой и информационной направленности. Если гость провел на сайте мало времени, а зашел на несколько страниц, он запутался в навигации.
  • Какова доля ушедших с сайта (отказы). Системы поиска фиксируют это значение по-разному. Для Яндекса уход со страницы через 15 секунд — отказ, а для Google Analytics количество времени неважно, если гость вышел со страницы входа.
  • Прямые заходы. Бонус при ранжировании сайт получает, когда гость вводит адрес вручную или выполняет переход из сохраненных закладок, делится ссылками в социальных сетях.

На то, что пользователь заинтересован, указывает повторный вход. Содержание страницы полезное и дает ответы на интересующие вопросы. Также имеет значение активность и выполнение целевых действий.

Как проанализировать поведение пользователей на сайте

Проверить метрики можно в системе Google Аналитикс в отчете «Поведение», во вкладке «Обзор». Здесь отображается показатель CTR, глубина просмотров, отношение новых и вернувшихся посетителей. Как вариант, для мониторинга некоторые специалисты используют сервис Netpeak Spider в меню Google Search Console.

Мониторинг ПФ с помощью Google Analytics

Получать информацию владельцы сайтов и оптимизаторы SEO могут через сервис Netpeak Spider. Для отслеживания параметров нужно открыть вкладку «Настройки» в Метрике, добавить аккаунт, выбрать на панели сбоку необходимые параметры и запустить сканирование. Информация из сервиса будет поступать в таблицу.

Мониторинг поведенческих факторов с помощью Яндекс.Метрики

Как улучшить ПФ

Оптимизация повышает качество и привлекательность интернет-ресурса. Существуют естественные и искусственные способы оказывать влияние на поведенческие факторы. Честное улучшение сайта предполагает кропотливую работу, но дает положительные результаты в длительной перспективе. Искусственная накрутка быстро повышает привлекательность ресурса, но за это гарантирован бан от поисковых систем на 6-12 месяцев.

Сообщение в Яндекс.Вебмастер о применении санкций

Что может улучшить поведенческие факторы

Естественных способов улучшения поведенческих факторов существует достаточно, чтобы повысить качество самого сайта и поднять позиции до уровня ТОПа. Наиболее эффективные методы изменить поведение посетителей в лучшую сторону:

  • наполнить ресурс качественным содержанием с визуальными компонентами — фото, видео, таблицами, цитатами;
  • сделать юзабилити привлекательным, интуитивно понятным и дружелюбным, избегая тяжелого устаревшего дизайна, который не соответствует тематике и мешает восприятию;
  • сформировать яркий запоминающийся сниппет, содержащий полезную и достоверную информацию в лаконичной выкладке;
  • тщательно проработать мета-теги и ключевые запросы;
  • разработать мобильную версию, адаптивную к разным типам современных девайсов и работающую с высокой скоростью загрузки.

Дополнительными способами влиять на поведение посетителей являются быстрые ссылки, релевантные подзаголовки, периодическое обновление информации. Показателем хорошей работы вебмастера выступает длительное нахождение читателей на сайте с глубоким изучением содержания и занесением урла в закладки.

Почему нельзя просто накрутить поведенческие факторы

Искусственное улучшение показателей ПФ — эффективное средство в конкурентной борьбе и способ быстро повысить привлекательность веб-сайта. Но недобросовестно влиять на активность юзеров поисковые системы не позволяют. Искусственную имитацию поведения посетителей поисковики быстро вычисляют — первый минус накрутки. За использование «черных» методов продвижения сайты блокируют на несколько месяцев, не позволяя попасть даже в ТОП-20.

Яндекс
цитата из блога
В последнее время мы видим попытки повлиять на поисковую систему путем эмуляции действий пользователей. Чаще всего это происходит с помощью программ, которые задают запросы в поисковую систему и потом переходят на определенные сайты, но известны и другие способы. Все они — обман, не имеющий ничего общего с настоящей оптимизацией сайта. Кроме того, создание подобных систем накрутки способствует развитию бот-сетей, которые могут быть использованы для DDoS-атак, распространения вредоносного ПО, рассылки спама. Мы уверены, что такие методы вредны для развития интернета. Мы считаем их поисковым спамом и предпринимаем соответствующие меры в отношении использующих их сайтов.
Отрицательные стороны искусственного накручивания:
  • быстрое обнаружение программ-ботов;
  • недостоверность статистических данных;
  • отсутствие реальной «картинки» качества сайта;
  • нет гарантии повышения конверсии и трафика.

В сети есть кейсы накрутки поведенческих факторов. Специалисты отмечают, что иногда такие методы применяются. Если речь идет об одностраничниках, использовать «черные» способы продвижения можно, но рисковать серьезным проектом не стоит. За нарушение правил сайт отправят в бан на 8-12 месяцев.

Как защитить себя от накруток ПФ от конкурентов

Жесткая борьба вызывает недобросовестное вмешательство конкурентов в работу веб-ресурсов. Негативная накрутка — заказанные действия пользователей, когда ни в чем не повинный сайт «улетает» в бан. Поисковая система не может определить, кто накручивает страницы — владелец сайта или конкуренты, и просто его блокирует.

Негативные поведенческие накрутки, применяемые конкурентами, могут проявляться как поток прямого трафика, переход по ключевым запросам и ссылкам с возвратом в поиск и браузер. Как защититься от недобросовестной накрутки:

  • определить ботов и выяснить, откуда они идут;
  • если ресурс молодой, изменить доменное имя;
  • настроить ежедневный мониторинг с ручной блокировкой IP-адресов;
  • пользоваться готовыми базами спам-листов;
  • выровнять негативный эффект реальными ПФ.

Как способ защиты ресурса, можно использовать капчу и программу Cloudflare, которая автоматически закрывает сайт от забаненных IP-адресов. Предварительно защититься от накруток невозможно, поэтому требуется постоянный прямой мониторинг трафика и кликабельных запросов.

Узнайте больше о нашем подходе к SEO