t. +7 (495) 620-58-99
+7 (495) 620-58-99
Начнем знакомство?
Начнем знакомство?
/
/
Фильтры поисковой системы Яндекс
Блог
4758
08.02.2021

Фильтры поисковой системы Яндекс

Если трафик сайта неожиданно уменьшился, его видимость в поисковой выдаче стала вдруг гораздо ниже или отмечается стагнация в росте — высока вероятность того, что появилась проблема, которую будет сложно сразу обнаружить. Иногда seo-специалистам необходимо потратить много временных ресурсов, прежде чем удастся разобраться в резком падении показателей.

Зачастую причиной обнаруженной проблемы являются санкции от Яндекс. В случае с хостовыми санкциями, которые накладываются на весь сайт целиком, техподдержка поисковой системы Яндекс сообщает соответствующим уведомлением в панели Яндекс.Вебмастер, раздел «Безопасность и нарушения». Однако в случае с санкциями для отдельных страниц или запросов уведомление может не отображаться, и тогда придется выявлять их с помощью косвенных признаков.

Проверка санкций от Яндекса в панели Вебмастер

Санкции (или как их еще называют — фильтры) — специальный поисковый алгоритм, оценивающий определенные параметры сайта или отдельных его страниц. Это часть основного алгоритма ранжирования, которая отвечает за понижение/исключение сайта из выдачи поисковика.

Типы и классификация санкций

Санкции бывают двух типов:

  • Пред-фильтры — не учитывают ряд факторов, которые должны быть учтены в формуле ранжирования.
  • Пост-фильтры — применяются после ранжирования, после определения итогового значения функции релевантности.

В зависимости от причины наложения все типы санкций можно классифицировать:

  • за текстовую составляющую;
  • за некачественный ссылочный профиль;
  • за обман пользователей;
  • за избыточную рекламу;
  • аффилированность сайтов;
  • АГС.

Рассмотрим каждый из них более досконально и разберемся, как с ними справляться.

Фильтры за текстовую составляющую

Наиболее распространенный тип санкций, с которым сталкиваются веб-мастера при продвижении сайта в ПС Яндекс. К этой группе относятся такие санкции поисковика, как «Переспам», «Переоптимизация», «Не уникальный контент» и «Баден-Баден».

Текстовые фильтры от Яндекс условно делятся на запросозависимые и хостовые. В первом случае — может просесть один или группа запросов в выдаче поисковика, во втором — нет зависимости от конкретного запроса, накладываются на весь сайт. В основном, санкции этого типа относятся к группе пост-фильтров.

Переспам

Запуск — февраль 2010. Борется с чрезмерной оптимизацией текстовой составляющей страницы. Сегодня данный фильтр поиска Яндекс встречается не так часто, так как появились более новые, однако применение фильтра к отдельным тематикам все же имеет место быть.

Переспам в тексте

Признаки проявления фильтра:

  • Резкое падение ключевого запроса на 15-40 позиций в поисковой выдаче, при этом по другим запросам страница ранжируется корректно.
  • Модифицированная форма продвигаемого запроса (морфологическая или перестановка слов) ранжируется значительно выше (например, «просевший» запрос ранжируется на 36 месте поисковика, а его модификация — на 11, то вполне вероятно применение фильтра переспама к запросу. Точнее можно сказать о наличии данного фильтра, если несколько модификаций продвигаемого запроса находится выше в поиске, чем сам запрос.

Как исправить:

  • Попробуйте поменять окончания у ключевых слов (было «доставка пиццы в Москве», стало — «доставку пиццы в Москве»), иногда этого достаточно.
  • Избавьтесь от избыточного количества ключевых фраз на странице (удалить/разбавить вхождения продвигаемых слов).
  • Проверьте заспамленность атрибутов title и alt изображений на странице — за них также можно словить «Переспам».
  • Сократите объём текста на странице (можно закрыть нижнюю часть текста с тегом noindex, но это сработает только для Яндекса, поэтому лучше поработать с объемом), почистите текст от воды.
  • Уберите логическое выделение слов в тексте (strong, b и пр.).
  • Проверьте анкоры входящих ссылок, увеличьте число безанкорных.
  • Структурируйте текст (стилизованные списки, изображения, таблицы и т.д.).

Переоптимизация

Запуск — 13 сентября 2011. Уменьшает релевантность страницы сайта по запросам в Яндексе. Признаки проявления фильтра:
  • Резкое снижение позиций сайта по запросам, причем снижение может составить до тысячи позиций, когда продвигаемая страница выпадает из зоны видимости.
  • По другим запросам, на которые санкции не распространяются, сайт ранжируется нормально.
  • При незначительном изменении формулировки запроса (модификация), он не возвращает изначальную позицию релевантной страницы сайта в ТОПе, как в случае с пост-фильтром «Переспам».

Как исправить:

  • Простой корректировкой окончаний ключевых слов, как в случае с переспамом, тут не обойтись. Чаще приходится переписывать текст целиком.
  • Уменьшить количество вхождений ключевых фраз в рамках тега h1-h6, по возможности убрать теги em, strong, b, i.
  • Структурируйте текст, распределите ключевые запросы равномерно по абзацам.

«Баден-Баден»

Запуск — 7 апреля 2017. Запросозависимый алгоритм поисковой системы Яндекс, который понижает в выдаче переоптимизированные страницы. Алгоритм оценивает весь контент документа: plain text, прочий текстовый контент.

Пример seo-текста из блога Яндекса

Фильтр похож с «Переспамом», поэтому диагностировать его наличие можно по такому же алгоритму.

Как исправить:

  • Проверить плотность ключей в тексте, избавится от «воды».
  • Сократить объем текста.
  • Проверить заспамленность атрибутов title и alt изображений.
  • После нескольких апдейтов поисковой выдачи, сайт может вернуть свои позиции.

Имеется и вторая (отдельная) часть алгоритма — хостовые санкции, которые легко диагностировать в панели Яндекс.Вебмастер.

Как исправить:

  • Определите основную причину — неинформативный материал, ошибка в употреблении фраз и др. Проверьте страницы с гео-привязкой, возможно, вы не раскрыли особенности услуг в указанном регионе.
  • Уменьшите текст документа (порой требуется удалить до 80% текста, но это того стоит, если санкции уберут).
  • Если определить самостоятельно причины наложения фильтра вам не удалось — обратитесь в службу поддержки Яндекс (они предоставят 1-2 примера URL, где проблема имеет место быть).

Неуникальный контент

Поисковый фильтр Яндекса за скопированный контент (или частичный рерайт) с чужого ресурса.
Фильтр за неуникальный контент

Основные признаки проявления:

  • Просадка/отсутствие трафика с Яндекса, при том, что страницы сайта нормально индексируются.
  • Поисковик не находит страницу сайта по отрывку текста.
  • Снижение позиций в поисковой выдаче.

Как исправить:

  • Удалить скопированный с другого ресурса контент или уникализировать его.
  • Дождаться переиндексации, проверить страницы, на которых проблема была обнаружена.

Санкции за внешние ссылки

Алгоритм поисковика, снижающий эффект от нечестной и спамной ссылочной массы:

  • «Минусинск»;
  • «Ссылочный взрыв»;
  • «Непот».

Минусинск

Запуск — 2015 год. Основная цель — сильное снижение позиций сайта по всем запросам в поисковой выдаче за избыточное количество и долю SEO-ссылок ссылочного профиля сайта. В случае наложения «Минусинска» на ваш сайт, в панели Яндекс.Вебмастера в разделе «Безопасность и нарушения» появится соответствующее уведомление.
Основные признаки проявления фильтра: сайт просел по всем запросам в пределах 14 позиций.
Как исправить: удалите некачественные закупленные ссылки на ваш сайт.

Ссылочный взрыв

Разные типы санкций, которые накладываются на сайт в случае манипулирования ссылочной массы (ссылочные кольца, прогоны).

Пример ссылочного взрыва

Основные проявления фильтра: полное игнорирование новых закупленных ссылок поисковой системой, а уже имеющиеся практически не влияют на позиции сайта.

Как исправить:

  • Избавьтесь от всех ссылок, которые были закуплены вами в период ссылочного взрыва.
  • Наращивайте ссылочный профиль только с качественных ресурсов.
  • Работайте над развитием ресурса с помощью полезного и уникального контента.

Непот

Не учитываются внутренние/внешние ссылочные связи при наличии спамной перелинковки внутри/вне сайта.

Фильтр непот

Проверить сайт донора на наличие данного фильтра Яндекс поиска практически нереально, поэтому к наращиванию ссылочного профиля необходимо подходить крайне внимательно.

Как исправить:

  • Избавьтесь от нетематических ссылок на вашем сайте.
  • Уделите внимание околоссылочному тексту.
  • Как правило, снятие фильтра происходит автоматически после последующего апдейта. Если фильтр не был снят, необходимо связаться с техподдержкой Яндекс.

Санкции за обман пользователя

Поисковик стремится формировать полезную выдачу для пользователей. Сайты, которые обманным путем пытаются привлечь трафик, получают санкции.

Кликджекинг/Clickjacking

Цель фильтра — понижение сайтов в ранжировании, которые используют технологию Clickjacking (размещение невидимых элементов на страницах, с которыми взаимодействуют пользователи, даже не подозревая об их наличии). С помощью технологии кликджекинга владелец сайта обманом может заполучить номер телефона пользователя из социальных сетей и другие персональные и неперсонифицированные данные.
Clickjacking

Уведомление о наложении данного фильтра на ваш сайт отобразится в панели Яндекс.Вебмастер.

Как исправить:

  • Необходимо понять, за какой конкретно код или сервис вы словили санкции.
  • Удалить код на сайте.
  • Кликнуть кнопку «Я все исправил» в панели Яндекс.Вебмастер.
  • Фильтр будет снят в течение одной-двух недель, если все условия будут выполнены.

Криптоджекинг/Cryptojacking

Его цель — помечает как «Сайт может быть опасен» и ниже ранжируются страницы, содержащие скрипты, которые предназначены для майнинга криптовалют с использованием вычислительных мощностей устройств посетителей ресурса.

Как исправить: не использовать сайт для майнинга.

Как работает криптоджекинг

Накрутка поведенческих факторов

Борется с искусственной накруткой поведенческих факторов сайта через различные сервисы.

Основные признаки проявления: снижение позиций сайта по некоторым группам запросов.

Лучший способ диагностики: обращение в поддержку Яндекса.

Диагностика накрутки поведенческих факторов в Яндекс Метрике

Бан

Цель – исключить из индекса спамные ресурсы, которые привлекают трафик исключительно обманными способами, среди которых:

  • «Дорвеи».
  • «Списки поисковых запросов».
  • Сайты, использующие «Клоакинг».
  • Другие.

Избыточная реклама

Применяется к сайтам, которые созданы с целью заработка на рекламе, а также к сайтам с избытком рекламного содержимого.

Возможные причины: наличие всплывающих окон, кликандеров, различных тизеров и др.

Избыточная реклама на сайте

Партнерский материал

Применяется к сайтам, которые принимают участие в различных партнерских программах.

Что делать: работайте над полезностью ресурса («партнерка» должна быть дополнением сайта, а не полной его частью).

Избыток партнерского материала

Навязчивая реклама

Наказываются сайты, которые злоупотребляют навязчивыми оповещениями.

Сообщение о наличии фильтра появится в панели вебмастера.

Как исправить: убрать навязчивые пуши, нажать «Я все исправил», дождаться проверки.

Пример навязчивой рекламы

Аффилиаты

«Аффилированность» — группа сайтов одной компании или владельца, предоставляющие посетителю одинаковые товары или услуги, которые были созданы с целью заполнить несколько позиций в результатах поиска и сбора трафика. Что надо знать – фильтр никогда не признается представителями поисковой системы.

Факторы влияющие на применение фильтра

Что делать:

  • Разнести контактные/юридические данные на сайтах (чтобы они не пересекались).
  • Разместить сайты на разных хостингах.
  • Максимально уникализировать контент на аффилированных сайтах, наращивайте ссылочную массу так, чтобы избежать идентичных ссылочных профилей.
«На одинаковые сниппеты» — группирует сайты в поисковой выдаче в случае значительного пересечения текстового контента, который используется для сниппета в Яндексе.

Что делать: измените текстовый контент, который Яндекс использует в качестве аннотации в поисковой выдаче — мета теги title и description, а также текст страницы.

Фильтр АГС

Алгоритм АГС направлен на борьбу с некачественными ресурсами и имеет несколько версий (17, 30, 40), теперь просто АГС. В основном данный фильтр «ловят» сайты с неуникальным и бесполезным для пользователя содержимым, с большим количеством исходящих ссылок, с избытком навязчивой рекламы и дублированием контента.

Фильтр АГС

Возможные признаки проявления: множество страниц сайта выпало из индекса, резко снизилась посещаемость сайта.

Что делать: для вывода сайта из-под фильтра потребуется не один месяц. Для начала устраните проблемы, после чего обратитесь в службу поддержки с просьбой убрать пессимизацию с сайта. Основной вектор работы — улучшение ресурса для пользователей (устраните дублирующиеся страницы, агрессивную рекламу, уникализируйте контент, улучшайте юзабилити и навигацию сайта).

Особенности кнопки «Я все исправил»

При наложении санкций на сайт, в панели Яндекс.Вебмастер приходит уведомление о проблемах в разделе «Безопасность и нарушения» блок «Диагностика», которые необходимо устранить.

Кнопка "Я всё исправил"

В случае, если нарушения исправлены, алгоритм определит это сам. Но для ускорения процесса можно кликнуть на кнопку «Я все исправил» в панели вебмастера. Сразу после нажатия кнопка исчезнет и может появиться снова спустя месяц, если поисковик обнаружит наличие нарушений. В следующий раз кнопка будет пропадать на более длительный срок.

Рекомендуется полностью проверить свой сайт, прежде чем воспользоваться кнопкой «Я все исправил». Если же вы уведомили поисковик об устранении проблем, а после заметили, что не все исправили — спокойно исправляйте даже после нажатия. Проверка исправления нарушений после нажатия на кнопку «Я все исправил» длится около 2-х недель.

Узнайте больше о нашем подходе к SEO