Если трафик сайта неожиданно уменьшился, его видимость в поисковой выдаче стала вдруг гораздо ниже или отмечается стагнация в росте — высока вероятность того, что появилась проблема, которую будет сложно сразу обнаружить. Иногда seo-специалистам необходимо потратить много временных ресурсов, прежде чем удастся разобраться в резком падении показателей.
Зачастую причиной обнаруженной проблемы являются санкции от Яндекс. В случае с хостовыми санкциями, которые накладываются на весь сайт целиком, техподдержка поисковой системы Яндекс сообщает соответствующим уведомлением в панели Яндекс.Вебмастер, раздел «Безопасность и нарушения». Однако в случае с санкциями для отдельных страниц или запросов уведомление может не отображаться, и тогда придется выявлять их с помощью косвенных признаков.

Санкции (или как их еще называют — фильтры) — специальный поисковый алгоритм, оценивающий определенные параметры сайта или отдельных его страниц. Это часть основного алгоритма ранжирования, которая отвечает за понижение/исключение сайта из выдачи поисковика.
Типы и классификация санкций
Санкции бывают двух типов:
- Пред-фильтры — не учитывают ряд факторов, которые должны быть учтены в формуле ранжирования.
- Пост-фильтры — применяются после ранжирования, после определения итогового значения функции релевантности.
В зависимости от причины наложения все типы санкций можно классифицировать:
- за текстовую составляющую;
- за некачественный ссылочный профиль;
- за обман пользователей;
- за избыточную рекламу;
- аффилированность сайтов;
- АГС.
Рассмотрим каждый из них более досконально и разберемся, как с ними справляться.
Фильтры за текстовую составляющую
Наиболее распространенный тип санкций, с которым сталкиваются веб-мастера при продвижении сайта в ПС Яндекс. К этой группе относятся такие санкции поисковика, как «Переспам», «Переоптимизация», «Не уникальный контент» и «Баден-Баден».
Текстовые фильтры от Яндекс условно делятся на запросозависимые и хостовые. В первом случае — может просесть один или группа запросов в выдаче поисковика, во втором — нет зависимости от конкретного запроса, накладываются на весь сайт. В основном, санкции этого типа относятся к группе пост-фильтров.
Переспам
Запуск — февраль 2010. Борется с чрезмерной оптимизацией текстовой составляющей страницы. Сегодня данный фильтр поиска Яндекс встречается не так часто, так как появились более новые, однако применение фильтра к отдельным тематикам все же имеет место быть.

Признаки проявления фильтра:
- Резкое падение ключевого запроса на 15-40 позиций в поисковой выдаче, при этом по другим запросам страница ранжируется корректно.
- Модифицированная форма продвигаемого запроса (морфологическая или перестановка слов) ранжируется значительно выше (например, «просевший» запрос ранжируется на 36 месте поисковика, а его модификация — на 11, то вполне вероятно применение фильтра переспама к запросу. Точнее можно сказать о наличии данного фильтра, если несколько модификаций продвигаемого запроса находится выше в поиске, чем сам запрос.
Как исправить:
- Попробуйте поменять окончания у ключевых слов (было «доставка пиццы в Москве», стало — «доставку пиццы в Москве»), иногда этого достаточно.
- Избавьтесь от избыточного количества ключевых фраз на странице (удалить/разбавить вхождения продвигаемых слов).
- Проверьте заспамленность атрибутов title и alt изображений на странице — за них также можно словить «Переспам».
- Сократите объём текста на странице (можно закрыть нижнюю часть текста с тегом noindex, но это сработает только для Яндекса, поэтому лучше поработать с объемом), почистите текст от воды.
- Уберите логическое выделение слов в тексте (strong, b и пр.).
- Проверьте анкоры входящих ссылок, увеличьте число безанкорных.
- Структурируйте текст (стилизованные списки, изображения, таблицы и т.д.).
Переоптимизация
- Резкое снижение позиций сайта по запросам, причем снижение может составить до тысячи позиций, когда продвигаемая страница выпадает из зоны видимости.
- По другим запросам, на которые санкции не распространяются, сайт ранжируется нормально.
- При незначительном изменении формулировки запроса (модификация), он не возвращает изначальную позицию релевантной страницы сайта в ТОПе, как в случае с пост-фильтром «Переспам».
Как исправить:
- Простой корректировкой окончаний ключевых слов, как в случае с переспамом, тут не обойтись. Чаще приходится переписывать текст целиком.
- Уменьшить количество вхождений ключевых фраз в рамках тега h1-h6, по возможности убрать теги em, strong, b, i.
- Структурируйте текст, распределите ключевые запросы равномерно по абзацам.
«Баден-Баден»
Запуск — 7 апреля 2017. Запросозависимый алгоритм поисковой системы Яндекс, который понижает в выдаче переоптимизированные страницы. Алгоритм оценивает весь контент документа: plain text, прочий текстовый контент.

Фильтр похож с «Переспамом», поэтому диагностировать его наличие можно по такому же алгоритму.
Как исправить:
- Проверить плотность ключей в тексте, избавится от «воды».
- Сократить объем текста.
- Проверить заспамленность атрибутов title и alt изображений.
- После нескольких апдейтов поисковой выдачи, сайт может вернуть свои позиции.
Имеется и вторая (отдельная) часть алгоритма — хостовые санкции, которые легко диагностировать в панели Яндекс.Вебмастер.
Как исправить:
- Определите основную причину — неинформативный материал, ошибка в употреблении фраз и др. Проверьте страницы с гео-привязкой, возможно, вы не раскрыли особенности услуг в указанном регионе.
- Уменьшите текст документа (порой требуется удалить до 80% текста, но это того стоит, если санкции уберут).
- Если определить самостоятельно причины наложения фильтра вам не удалось — обратитесь в службу поддержки Яндекс (они предоставят 1-2 примера URL, где проблема имеет место быть).
Неуникальный контент

Основные признаки проявления:
- Просадка/отсутствие трафика с Яндекса, при том, что страницы сайта нормально индексируются.
- Поисковик не находит страницу сайта по отрывку текста.
- Снижение позиций в поисковой выдаче.
Как исправить:
- Удалить скопированный с другого ресурса контент или уникализировать его.
- Дождаться переиндексации, проверить страницы, на которых проблема была обнаружена.
Санкции за внешние ссылки
Алгоритм поисковика, снижающий эффект от нечестной и спамной ссылочной массы:
- «Минусинск»;
- «Ссылочный взрыв»;
- «Непот».
Минусинск
Основные признаки проявления фильтра: сайт просел по всем запросам в пределах 14 позиций.
Как исправить: удалите некачественные закупленные ссылки на ваш сайт.
Ссылочный взрыв
Разные типы санкций, которые накладываются на сайт в случае манипулирования ссылочной массы (ссылочные кольца, прогоны).

Основные проявления фильтра: полное игнорирование новых закупленных ссылок поисковой системой, а уже имеющиеся практически не влияют на позиции сайта.
Как исправить:
- Избавьтесь от всех ссылок, которые были закуплены вами в период ссылочного взрыва.
- Наращивайте ссылочный профиль только с качественных ресурсов.
- Работайте над развитием ресурса с помощью полезного и уникального контента.
Непот
Не учитываются внутренние/внешние ссылочные связи при наличии спамной перелинковки внутри/вне сайта.

Проверить сайт донора на наличие данного фильтра Яндекс поиска практически нереально, поэтому к наращиванию ссылочного профиля необходимо подходить крайне внимательно.
Как исправить:
- Избавьтесь от нетематических ссылок на вашем сайте.
- Уделите внимание околоссылочному тексту.
- Как правило, снятие фильтра происходит автоматически после последующего апдейта. Если фильтр не был снят, необходимо связаться с техподдержкой Яндекс.
Санкции за обман пользователя
Поисковик стремится формировать полезную выдачу для пользователей. Сайты, которые обманным путем пытаются привлечь трафик, получают санкции.
Кликджекинг/Clickjacking

Уведомление о наложении данного фильтра на ваш сайт отобразится в панели Яндекс.Вебмастер.
Как исправить:
- Необходимо понять, за какой конкретно код или сервис вы словили санкции.
- Удалить код на сайте.
- Кликнуть кнопку «Я все исправил» в панели Яндекс.Вебмастер.
- Фильтр будет снят в течение одной-двух недель, если все условия будут выполнены.
Криптоджекинг/Cryptojacking
Его цель — помечает как «Сайт может быть опасен» и ниже ранжируются страницы, содержащие скрипты, которые предназначены для майнинга криптовалют с использованием вычислительных мощностей устройств посетителей ресурса.
Как исправить: не использовать сайт для майнинга.

Накрутка поведенческих факторов
Борется с искусственной накруткой поведенческих факторов сайта через различные сервисы.
Основные признаки проявления: снижение позиций сайта по некоторым группам запросов.
Лучший способ диагностики: обращение в поддержку Яндекса.

Бан
Цель – исключить из индекса спамные ресурсы, которые привлекают трафик исключительно обманными способами, среди которых:
- «Дорвеи».
- «Списки поисковых запросов».
- Сайты, использующие «Клоакинг».
- Другие.
Избыточная реклама
Применяется к сайтам, которые созданы с целью заработка на рекламе, а также к сайтам с избытком рекламного содержимого.
Возможные причины: наличие всплывающих окон, кликандеров, различных тизеров и др.

Партнерский материал
Применяется к сайтам, которые принимают участие в различных партнерских программах.
Что делать: работайте над полезностью ресурса («партнерка» должна быть дополнением сайта, а не полной его частью).

Навязчивая реклама
Наказываются сайты, которые злоупотребляют навязчивыми оповещениями.
Сообщение о наличии фильтра появится в панели вебмастера.
Как исправить: убрать навязчивые пуши, нажать «Я все исправил», дождаться проверки.

Аффилиаты
«Аффилированность» — группа сайтов одной компании или владельца, предоставляющие посетителю одинаковые товары или услуги, которые были созданы с целью заполнить несколько позиций в результатах поиска и сбора трафика. Что надо знать – фильтр никогда не признается представителями поисковой системы.

Что делать:
- Разнести контактные/юридические данные на сайтах (чтобы они не пересекались).
- Разместить сайты на разных хостингах.
- Максимально уникализировать контент на аффилированных сайтах, наращивайте ссылочную массу так, чтобы избежать идентичных ссылочных профилей.
Что делать: измените текстовый контент, который Яндекс использует в качестве аннотации в поисковой выдаче — мета теги title и description, а также текст страницы.
Фильтр АГС
Алгоритм АГС направлен на борьбу с некачественными ресурсами и имеет несколько версий (17, 30, 40), теперь просто АГС. В основном данный фильтр «ловят» сайты с неуникальным и бесполезным для пользователя содержимым, с большим количеством исходящих ссылок, с избытком навязчивой рекламы и дублированием контента.

Возможные признаки проявления: множество страниц сайта выпало из индекса, резко снизилась посещаемость сайта.
Что делать: для вывода сайта из-под фильтра потребуется не один месяц. Для начала устраните проблемы, после чего обратитесь в службу поддержки с просьбой убрать пессимизацию с сайта. Основной вектор работы — улучшение ресурса для пользователей (устраните дублирующиеся страницы, агрессивную рекламу, уникализируйте контент, улучшайте юзабилити и навигацию сайта).
Особенности кнопки «Я все исправил»
При наложении санкций на сайт, в панели Яндекс.Вебмастер приходит уведомление о проблемах в разделе «Безопасность и нарушения» блок «Диагностика», которые необходимо устранить.

В случае, если нарушения исправлены, алгоритм определит это сам. Но для ускорения процесса можно кликнуть на кнопку «Я все исправил» в панели вебмастера. Сразу после нажатия кнопка исчезнет и может появиться снова спустя месяц, если поисковик обнаружит наличие нарушений. В следующий раз кнопка будет пропадать на более длительный срок.
Рекомендуется полностью проверить свой сайт, прежде чем воспользоваться кнопкой «Я все исправил». Если же вы уведомили поисковик об устранении проблем, а после заметили, что не все исправили — спокойно исправляйте даже после нажатия. Проверка исправления нарушений после нажатия на кнопку «Я все исправил» длится около 2-х недель.