Instagram — одна из наиболее популярных социальных сетей в России, которая по данным на ноябрь 2020 года насчитывает 33 996 тыс. ежемесячной аудитории. Социальная сеть постоянно дополняет свой функционал, предлагая пользователям все больше различных интересных механик, которые направлены на удержание их внимания. К ним можно отнести Instagram Face Filters — интерактивные маски, меняющие внешность пользователя или предлагающие интересные игровые активности.
Маски — специальные фильтры, помогающие пользователям добавлять различные графические эффекты на изображение при фото- или видеосъемке через камеру в Instagram. Создаются и работают они на основании технологии AR (augmented reality).
Инстаграм не стал первооткрывателем масок. Первоначально они появились в Snapchat под названием «линзы» и очень быстро набрали популярность среди пользователей и рекламодателей. В 2016 году маски появились в Facebook, а в 2017 — в Instagram. В то время пользователи могли пользоваться только несколькими эффектами (например, примерить на себя кошачьи или собачьи уши).
В августе 2019 каждый пользователь получил возможность загружать свою маску в общедоступный каталог. С тех пор AR-элементы закрепились в привычках пользователей и постоянно обновляются.
Как пользователь находит маски для stories?
- Через привычную камеру в Инстаграм
Кладезь различных эффектов раскрывается при свайпе стандартного режима камеры. Здесь хранятся маски, которые вы сохранили или недавно использовали, стандартные маски социальной сети. В самом конце перечня находится галерея масок (в англоязычном интерфейсе называется Effect gallery). Она пополняется масками созданными пользователями и брендами. - Из профиля, через который была загружена маска
Маски отображаются в специальном разделе Effects Tab профиля автора. - Из stories людей, которые применили маску
В левом верхнем углу stories доступно название фильтра, при нажатии на которое у вас откроется сам эффект.
Зачем пользователям маски?
Чаще всего пользователи используют маски-фильтры для повышения привлекательности своих сторис, накладывают эффекты для преображения своего лица. Маски-игры, рандомайзеры и различные юмористические эффекты развлекают пользователей и вовлекают их в жизнь социальной сети. Применение маски — способ коммуникации со своими подписчиками и инструмент увеличения ответных социальных действий от них.
В некоторых случаях применяемый пользователем эффект отражает его принадлежность к определенной социальной группе людей. Например, по политическим или религиозным убеждениям.
Зачем брендам маски?
SMM требует разнообразия и креатива. AR-маски один из инструментов большого комплекса работ. Фактически они стимулируют пользователя на более долгий контакт с брендом и способствуют запоминаемости, так как их использованию сопутствуют эмоции.
Рассмотрим, какие задачи могут решать бренды с помощью масок. Во-первых, из-за своего вирусного потенциала маски работают на охват. Более того stories смотрят чаще, чем публикации в ленте. Главное запустить первую волну и дальше сарафанное радио будет работать на вас.
Во-вторых, визуальные эффекты Инстаграм могут способствовать узнаваемости, если бренд добавляет в маску свою айдентику.
В-третьих, интересные механики и конкурсы с применением масок повышают лояльность пользователей к бренду и его странице в Instagram.
В-четвертых, онлайн «тест-драйв» продукта. Пользователь может примерить товар на себя и принять решение о его покупке.
В-пятых, стимулирование продаж через акционные механики в масках - использование маски или результат пользования дают пользователю преимущество при покупке.
Виды AR-масок в Инстаграм
Маски, направленные на изменение лица пользователя, насчитывают большое количество механик:
- изменение формы (ex, увеличить глаза или нос);
- ретушь (ex, нанесение макияжа);
- коллажирование, иными словами добавление объектов на определенную часть лица (ex, борода или очки).
Визуальные элементы могут быть размещены не на самом лице пользователя, а в пространстве относительно него: витающие снежинки, искры, цветы или текст. Относительно лица может быть изменен и фон. При такой технике он сегментируется от овала лица пользователя и вместо него может быть добавлено другое изображение.
Стоит дополнить, что к эффектам можно добавить звуки, связанные с анимацией̆, так и звуковое/музыкальное сопровождение. С точки зрения взаимодействия с маской, можно отслеживать поднятие и опускание бровей, улыбку, открытие рта, моргание глазами. На эти действия назначается включение или отключение определённой̆ анимации.
Как сделать маску самому?
Готовим текстуру
Текстуру для маски можно готовить в Adobe Photoshop или загружать напрямую в Spark AR. Рассмотрим вариант с фотошопом, он будет прост для тех, кто уже работал в этой программе.
Необходимо открыть два файла, которые приложены в качестве макетов и расположить их на разных слоях. Теперь перейдем к самой маске — добавляем визуальный элемент, в нашем случаем логотип, на верхний слой. Лучше всего размещать на щеке и немного под наклоном. Для удобства используйте инструмент «Свободное трансформирование». Скройте вспомогательные слои, оставим только лого. Получившийся файл необходимо сохранить в формате png.
Создаем маску-ретушь
Ретушь и финализацию эффекта будем проводить в программе Spark AR. Открыв программу, создайте проект (Create project). Кнопка располагается в правом нижнем углу. В будущем, когда вам нужно будет открыть свой проект, воспользуйтесь кнопкой Open project.
Обратите внимание, что рабочая зона в Spark AR разделена на четыре части. Сцена (Scene) вверху слева показывает основную структуру создаваемого эффекта. По умолчанию отображаются параметры освещения: «ambientLight0» и «directionalLight0». Внизу слева находится панель Assets с материалами объектов Сцены. Materials — различные характеристики объектов. Область перед вами — основное рабочее пространство, которое демонстрирует проект в двух перспективах. Еще одно окно просмотра Simulator находится в правом верхнем углу. В нем продемонстрировано, как маска будет выглядеть в готовом виде. При этом можно изменить тип устройства в параметрах отображения. Справа находится Inspector со свойствами объектов из Сцены (цвет, текстура, расположение, угол поворота).
Spark AR позволяет применить фильтры на разных людях и даже на себе, если выбрать Facetime HD Camera (название будет зависеть от устройства, на котором вы работаете). При создании проекта во всплывающем окне выбираем Face Tracking. Он отвечает за отслеживание положения лица, его мимики. Кликните на FaceTracker правой кнопкой мыши и выберите Add. Добавить нам нужно FaceMesh. После этого вы увидите появившуюся маску в шашечку, которая повторяет движение лица. В правой верхней панели вы можете изменить маску (ее структуру) с помощью синих галочек.
Убедитесь в том, что FaceMesh располагается под FaceTracker. Если это не так, то переместить можно с помощью курсора. В правой панели инструментов находим Material и нажимаем добавить (на плюс). Вы увидите, как материал добавится в левой панели, а сама шахматная маска преобразится.
Далее сглаживаем FaceMesh. В меню справа изменяем в разделе Shader Type: Standart на Retouching. Лучше изменить параметр FullScreen (убрать галочку), чтобы параметр применялся не к всему пространству, а только к маске. Для регулирования эффекта сглаживания можно поиграть с параметром Skin Smoothing.
Для справки в Spark AR есть несколько типов материалов:
- Standart — объемный материал
- Flat — плоский материал, не отражает свет
- Retouching – материал с эффектом сглаживания
- Physically-Based – шероховатость поверхности
- Face Paint – нанесение цвета на лицо
- Blended – для микса разных текстур и эффектов
Добавляем текстуру в маску
Чтоб добавить логотип, который мы создали в Adobe Photoshop, необходимо создать еще один FaceMesh и добавить к нему материал Flat. Нажав на материал правой кнопкой мыши, вы увидите его настройки. Нас интересует раздел Texture. Через «Выбрать файл…» (Choose file) находим png логотип, который мы подготовили в Photoshop. Изображение будет расположено на маске.
Проверяем работу эффекта
Работу маски нужно обязательно проверить через Инстаграм, а значит понадобится ваш смартфон. Для начала в левой навигационной панели найдите значок телефона Test on device, затем во всплывающем окне — Send to App. Нажмите Send напротив значка Инстаграм. Через несколько секунд появится ссылка в разделе Test link, которую нужно будет скопировать и открыть на девайсе. Другой вариант — вам придет push-уведомление в Инстаграм, на которое нужно будет кликнуть.
На вашем телефоне развернется камера Инстаграм и появится всплывающее окно «Тестирование эффекта». Рекомендуем сделать запись теста, она потом пригодится для отправки эффекта на модерацию.
Как опубликовать свою маску?
Сначала маску нужно экспортировать в файл. В верхней навигационной панели выбираем File, а затем Export. Файл маски сохранится на вашем компьютере в разрешении .arexport.
Для публикации маски необходимо перейти на Facebook Spark AR Hub. Это страница загрузки маски, на которой вам предстоит заполнить несколько полей:
- название вашего эффекта;
- превью эффекта для отображения пользователям;
- место публикации маски (Facebook или в Instagram);
- загрузить маску в работе (предварительно сделав запись экрана телефона).
Время модерации составляет около 10 рабочих дней, но некоторые примеры из практики показали, что этот срок может затянуться (как например, было в пандемию). Подтверждение одобрения маски придет уведомлением на Facebook. Сразу после этого уведомления маска появится в каталоге эффектов (Effects Gallery) и будет доступна всем пользователям.
Для брендовых масок модерация проходит не всегда успешно и вместо заветного апрува можно получить отклонение. Чаще всего это связано с размером используемого в маске логотипа бренда.
В заключении
Маски в Instagram — отличный способ развлечения и вовлечения пользователей. Несмотря на то, что мы разобрали технические аспекты создания масок, не стоит забывать: любое планирование начинается с постановки цели. Собственно, от этого зависит успешность распространения маски в будущем. Креативная составляющая маски влияет на ее виральный потенциал.
Так, например, для fmcg бренда сыров мы сделали классическую маску с продуктом, которая была основой конкурсной механики перед Новым годом. Основной задачей было увеличить социальный шеринг бренда и как следствие охват потенциальной аудитории, так как бренд присутствует на рынке недавно.
В «серьезном» B2B сегменте пользователи тоже любят развлекаться, поэтому для сотрудников и партнеров компании по производству семян и средств по борьбе с вредителями мы создали милые тематические маски.
Механика маски может быть простой и ее реализация под силу любому пользователю. Но сложные эффекты все-таки создаются на стороне специализированных специалистов или агентств.